Ошибка
  • Шаблон для данной страницы недоступен. Пожалуйста, сообщите об этом Администратору сайта.

Подрез Валерий Каликстович

К 60-летию со дня рождения

     Летом 1975 года по комсомольской путёвке Валерий Каликстович Подрез приезжает на Смоленщину. За спиной средняя школа, служба в армии, работа в локомотивном депо города Полоцка Белорусской ССР и специальность слесаря пятого разряда по КИПиА. Впереди романтика дальних дорог.

    - Самое удивительное, - рассказывает он, - было то, что в поезде Рига-Воронеж, в котором я ехал из

города Полоцка до Рославля, никто не знал где находится строительство Смоленской АЭС. Не могли мне толком объяснить её расположение и на вокзале в Рославле. Только одна какая-то женщина посоветовала мне сесть в  автобус КАВЗИК, сказав, что именно он и довезёт меня до стройки.

     Посмотрев его трудовую книжку, заместитель начальника стройки по быту и кадрам Ляднов А.Н. стал рассказывать о перспективах строительства, о том, что тут будет монтажный участок, который будет монтировать атомный реактор. Валерий Каликстович в это не верил и в раздумье вышел на улицу. Все эти слова о том, что тут что-то будет в перспективе, его немного обескуражили. Он то думал, что тут уже во всю идёт строительство, и он сразу будет заниматься монтажом.

     Размышления его прервал Самусенков Иван Митрофанович - крановщик из Десногорского участка ЦЭМ и подошедший к ним главный механик этой организации Тимошин Олег Архипович. Они рассказали ему о своей монтажной организации, и Валерий Каликстович пошёл с ними. Отдел кадров там тоже располагался в вагончике. В виду того, что у него не было специальности газорезчика и стропальщика, он был принят на работу по второму разряду, через пару месяцев дали третий разряд, а в конце года,  после месячных курсов в Москве, получил четвёртый разряд, через год - пятый, а ещё через год - шестой.

    Его первым крупным объектом стала резервная котельная. А потом пошли работы непосредственно на блоках Смоленской АЭС.

    Итак, проблема с жильём решена, дети учатся, жена устроена. Впереди полно работы – идёт третий блок атомной станции.

    Но в феврале 1986 года с Валерием Каликстовичем происходит тяжёлая травма. Инвалидная коляска, эти неуклюжие костыли. Казалось, что нормальная человеческая жизнь закончена. Но не таков был его характер. Он регулярно выходит на улицу, старается всеми силами не дать и своему организму, и своей душе слабинку. Оптимизма не теряет. И вот в одну из таких прогулок он подкатывает к вагончикам, строящегося яхт-клуба. Разговорился со строителями, с энтузиастами этого красивого вида спорта и ему через некоторое время предложили возглавить этот яхт-клуб. И дело пошло.

      - Клуб был приписан к Смоленской АЭС, - продолжает рассказывать Валерий Каликстович. -  Большую помощь в его становлении и работе  оказывали руководитель концерна «Росэнергоатом»  Поздышев Эрик Николаевич, директор Смоленской АЭС Сафрыгин Евгений Михайлович, заместитель директора станции по кадрам Степанов Михаил Павлович, председатель профкома станции Лешуков Пётр Макарович. Это - и создание материальной базы, то есть приобретение байдарок, каноэ, яхт и других маломерных судов, чтобы экипировка яхтсменов  была полной, а пирс оборудован в соответствии со всеми требованиями водных правил. Это - и поиск, и приглашение на работу тренеров. Конечно, романтика водных просторов привлекала не только взрослых, но и молодых ребят. Где может по-настоящему проявить себя и закалить свою волю молодой человек, как не на воде под парусом или на вёслах на байдарке. Он же борется с ветром, с волной. Это - деликатный и культурный спорт, который воспитывает волю и стремление к победе. Каждый год более ста человек детей и взрослых, молодых ребят занимались в этом клубе. Их обучали умению водить парусники и ходить на байдарках и каноэ. Ребята  приходили в возрасте от 8-10 лет и старше. Они росли и мужали на глазах.  Ни по одному ребёнку не было ни одного звонка из комиссии по делам несовершеннолетних. В нашей стране не в каждом регионе можно свободно заниматься парусным спортом. Во многих местах из-за наличия судоходства водные акватории для этого очень ограничены. В этом отношении Десногорское водохранилище уникально. К тому же на территории Смоленщины -  оно единственное. Байдарки и парусники могут тут свободно двигаться в любом направлении. Какие угодно спортивные пируэты можно выполнять на этой водной глади. Поэтому не случайно наши спортсмены всегда брали призовые места на всевозможных соревнованиях, которые проходили в Москве, в Санкт-Петербурге и здесь в Десногорске. А учащийся нашего ГПТУ-26, воспитанник десногорского яхт-клуба  18-летний Виталий Завьялов на юниорском чемпионате мира по гребле на байдарках и каноэ, который проходил 23-26 июля 1995 года в Японии на озере Мотосу, на дистанции пятьсот метров завоевал «ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ». Наши яхтсмены, создавая славу городу Десногорску и Смоленской АЭС, показывали не только нашей стране, но и всему миру какая чистая экология в районе Смоленской АЭС.

     Самыми счастливыми годами своей жизни Валерий Каликстович Подрез считает годы службы в ВВС Советской Армии и 1992-2007 годы, когда он руководил Десногорским яхт-клубом. Тут ещё надо отметить, что в 1992-1997 годах он учится и успешно заканчивает заочный Всероссийский финансово-экономический институт по специальности экономист – менеджер, управляющий производством.

Имеет звание «Почётный работник физической культуры и спорта Российской Федерации».

                                                                  Г.Крупенин

Литература:

Томилина, Н. Жизнь  - это работа/Н. Томилина //Они были первыми. Кн1 - Десногорск,2005.-С. 203-205.